Юзабилити

Что такое юзабилити — простыми словами о сложном!

Юзабилити — это качественный признак, определяющий, насколько пользовательский интерфейс легок и удобен в использовании. Словом "юзабилити" также называют набор методов для улучшения интерфейса в ходе его разработки и комбинацию факторов, которые оказывают какое-либо влияние на пользовательский опыт.

Основные из этих факторов:

1) Простота обучения — сколько времени понадобится пользователю, чтобы освоить выполнение простых задач, если он до этого никогда не видел интерфейс данной системы?
2) Эффективность использования — когда пользователь уже научился пользоваться системой, быстро ли он сможет выполнять различные задачи?
3) Запоминаемость — если пользователь уже работал с системой, сколько он сумел запомнить и не понадобится ли ему изучение системы заново?
4) Количество и качество ошибок — насколько часто пользователь совершает ошибки при работе с системой, насколько они серьезны, и как их можно исправить?
5) Субъективное удовлетворение — насколько пользователю нравится работать с данной системой?

Чтобы деятельность человека была успешной, система в роли инструмента для решения задач должна быть, во-первых, предназначена конкретно для решения этих задач, во-вторых, оптимизирована для людей, выполняющих такие задачи, и, в-третьих, учитывать контекст, в котором с ней работают. Юзабилити отражает взаимодействие человека с компьютерным интерфейсом. При работе с машиной между человеком и задачей, которую он собирается выполнить, встает интерфейс — это видимая часть системы. Чтобы пользователю выполнить свою задачу, ему нужно понять, как он работает. Неудачный интерфейс может стать преградой на пути к достижению цели. Цель юзабилити - помочь людям решать задачи с максимальной эффективностью, делая инструменты для их выполнения удобными и подходящими именно им в конкретной ситуации.

Исследования User Interface Engineering, Inc показали, что в 60 процентах случаях люди не могут найти нужную информацию в вебе. Результатом этого является потеря времени, снижение производительности труда, и то, что пользователь больше не вернется на сайт. Forrester Research обнародовал цифры, которые показывают, какую прибыль теряют компании из-за плохого юзабилити сайтов. Около 40 процентов пользователей больше не заходят на сайт, с которым имели неудачный опыт работы.

Интернет-магазины теряют более половины покупателей, которые не смогли найти нужный товар. Положительный эффект юзабилити – это максимально экономичное и эффективное достижение поставленной цели в данных условиях работы для конкретной группы пользователей при наличии каких-то ограничений (финансовых, технических, временных и т.п.) Говорить о наличии положительного или отрицательного эффекта от юзабилити в абстрактных условиях сложно. Самый ненужный, на первый взгляд, продукт, может быть хорошо продуман и идеально приспособлен для выполнения специфичных задач.

Рассмотрим примеры плохого и хорошего юзабилити:

В известной программе Corel Draw есть один существенный минус: подписи картинок почему-то сделаны сверху, хотя в самой операционной системе при просмотре файлов в виде картинок они расположены снизу. Это значит, что пользователь уже успел привыкнуть к подписям снизу, и в этом месте будет путаться, нажимая не на ту картинку.

В некоторых окнах Microsoft Word выбрать желаемый вариант можно двумя способами: выделив нужную строку, нажать кнопку Ok или два раза щелкнуть по нужной строчке. Этот двойной щелчок дает существенное преимущество в скорости для подготовленных пользователей, при этом все остальные могут пользоваться привычным способом